Монтаж кислородопроводов
Кислородопроводы предназначены для транспортирования газообразного и жидкого кислорода, а также газообразных смесей кислорода с инертными газами. В зависимости от рабочих давлений, МПа, эксплуатации кислотопроводы разделяют на шесть категорий: I — рабочее давление от 25 до 42; II - от 6,4 до 25, III - от 4 до 6,4; ГУ - от 2,5 до 4; V — от 1,6 до 2,5; VI — до 1,6. Изготовляют и монтируют такие трубопроводы монтажные организации, имеющие подготовленный персонал и располагающие необходимыми техническими средствами.
Кислородопроводы монтируют из готовых блоков, узлов, секций, деталей и других изделий, поставляемых с завода-изготовителя или производственной базы. Поставляют трубы и изделия на монтаж после обезжиривания, что обязательно подтверждается соответствующим документом. На открытых концах труб должны быть установлены заглушки и пробки. Складируют их в специально отведенных местах.
Для кислородопроводов I категории применяют арматуру, предназначенную специально для кислорода, а для трубопроводов II ... VI категорий — как специального, так и общего назначения. При этом в арматуре общего назначения сальниковую набивку заменяют на набивку из покрытого графитом шнурового асбеста (графит II марки А и шнур асбестовый UIAOH). Асбестовый шнур перед покрытием графитом прокаливают при температуре 300 ° С.
Трубы, детали, арматуру и сборочные единицы, предназначенные для монтажа кислородопроводов, предварительно осматривают для выявления на внутренней поверхности жировых и масляных пятен, если обезжиривание не было произведено на заводе-изготовителе (что должно быть указано в сопроводительном документе). При обнаружении жировых загрязнений, превышающих допустимые нормы, трубы, детали, арматуру обезжиривают. Технологический процесс обезжиривания выбирает монтажная организация и согласовывает с заказчиком.
Для обезжиривания применяют водно-моющие средства, водно-щелочные растворы и органические растворители. Обезжиривание труб, деталей, арматуры и сборочных единиц производят одним из следующих способов: погружением в ванны, заполнением внутренних полостей, протиркой загрязненных мест. Смонтированные участки трубопроводов обезжиривают только пожаровзрывобезопасными растворителями (тетра-хлорэтиленом, трихлорэтиленом техническим, хладоном 113) путем заполнения внутренних полостей, циркуляции, конденсации паров растворителя и комбинированным способом. Минеральное масло в пробах после обезжиривания должно содержаться не более 70 мг/дм3 при содержании в растворителе масла не более 50 мг/дм3.
После обезжиривания изделия и трубопровод сушат, продувая их сжатым воздухом или азотом, содержащим масла не более 10 мг/м3, относительной влажностью не выше 60 %. После обезжиривания и сушки все открытые торцы труб и деталей закрывают заглушками.
Испытания трубопроводов газообразного кислорода на прочность и герметичность производят, как правило, гидравлическим способом. Пневматические испытания допускается применять для трубопроводов, работающих под давлением не более 1,6 МПа, смонтированных на опорах, которые не рассчитаны на нагрузку при заполнении водой. Вид испытания, испытательное давление и способ его проведения (гидравлический или пневматический) для кислородопроводов указывают в проекте.
Для гидравлических испытаний применяют воду с содержанием масла не более 5 мг/л, а для пневмоиспытаний — воздух или азот с содержанием масла не более 10 мг/дм3.